В России вокруг «Левиафана» разразился скандал. Сначала продюсеры фильма «Горько!» Илья Бурец и Дмитрий Нелидов написали открытое письмо, протестуя против выдвижения «Левиафана» на «Оскар» от России. Теперь активисты Ассоциации православных экспертов выступают против картины Андрея Звягинцева. Они считают, что лента порочит Русскую православную церковь (РПЦ) и наше государственное устройство. Руководитель ассоциации Кирилл Фролов заявил, что «Левиафан» является злом и его следует снять с проката, так как зло не должно появляться на экранах. «Мы попросим министерство культуры не допустить выхода фильма на экраны», — сказал он.
Тем временем фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», получивший в прошлом году «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, в этом году уже удостоился «Золотого глобуса», премии Международной федерации кинопрессы, премии Лондонского сообщества кинокритиков в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и попал в шорт-лист «Оскара». Мы решили разобраться, о чем же картина «Левиафан», сколь полюбившаяся иностранным кинокритикам, столь и «насолившая» Ассоциации православных экспертов.
История, рассказанная в социальной драме Андрея Звягинцева, разворачивается в серой и беспросветной провинции. Механик Николай (Алексей Серебряков) живет на берегу моря с сыном и женой. Любимая им женщина (Елена Лядова) приходится мальчику мачехой, и их отношения складываются не лучшим образом. Но настоящая беда приходит, когда власти решают отнять у механика дом, приспособив его под свои нужды. Коррумпированный мэр (Роман Мадянов) забирает землю у талантливого и пьющего механика. Вместе с женой и сыном-подростком Николай должен освободить дом, который когда-то построил своими руками на берегу холодного моря. Он обращается за помощью к своему товарищу по армии, который ныне работает адвокатом в Москве (Владимир Вдовиченков). Тот приезжает на помощь с папкой компромата. Но хеппи-энда не будет. В картине Звягинцева государство и есть тот безжалостный Левиафан, который поглощает простых людей. А ведь каждая судьба, даже маленького человека, неповторима и бесценна. В этом вся трагедия.
Российские кинокритики о фильме «Левиафан»
«Отбросив эмоции и включив разум, даже ненавистник фильма должен признать: из всего, что сняли в России за последний год, у него самые большие шансы привлечь внимание и завоевать симпатию Американской академии», — считает широко известный отечественный кинокритик Антон Долин. — Нельзя забывать, что Россия в этом сезоне в моде, а Россия нонконформистская — вдвойне. Сведения о неодобрении фильма министром культуры Мединским и цензурных сложностях, связанных со звучащей там матерной речью, могут стать дополнительным фактором в пользу «Левиафана». В конце концов, первый китайский номинант «Оскара» Чжан Имоу имел сходные сложности с прокатом на родине, а первого оскароносного иранца Асгара Фархади чудом допустили до киноэкранов после его публичного выступления в поддержку коллеги — политзаключенного Джафара Панахи».
Кинокритик Юрий Гладильщиков для Stengazeta.net: «Смешно, когда теперь даже продвинутые критики утверждают, будто «Левиафан» рассчитан на западное сознание. Ничего подобного! Запад в лице Европы не понял главного. «Левиафан» не просто частная история о жутчайшей несправедливости, но и политическое высказывание о сути современной России: о страшном Левиафане, коррумпированном государстве без чести и совести, где церковь крышует власть, а Христос фактически приватизирован бандитами».
Кинокритик Андрей Плахов на страницах «Коммерсанта»: «Левиафан» — могучее эпическое чудище, вылезшее из глубинных недр российской жизни. В нем пульсирует напряженный публицистический нерв: ведь речь идет о бессилии человека перед властью — даже не вертикалью, а как раз горизонталью, подобной обманчивой глади Баренцева моря».