3 сентября в российском прокате стартует боевик «Хитмэн. Агент 47» — уже вторая по счету экранизация культовой видеоигры про безмолвного лысого киллера. Как и в случае с фильмом 2007 года, фанаты 47-го агента, да и просто поклонники шумных экшенов, будут сильно недовольны.
Экранизации видеоигр вместе с ремейками культовых кинокартин прошлого — жанры, которые редко удаются современным кинематографистам. Фильмы по мотивам интерактивных произведений появляются в прокате с завидной регулярностью, но по-настоящему удачные экранизации видеоигр за всю историю вопроса (а это более 25 лет) можно сосчитать по пальцам одной руки. Подобные картины не даются не только мастеру треша Уве Боллу, который за свою карьеру успел экранизировать около десятка видеоигр, но даже большим голливудским студиям (вспомним хотя бы довольно слабый «Принц Персии» с Джилленхолом). Сложно сказать, в чем именно дело — скорее всего, авторам видеоигровых экранизаций просто не удается найти удачный баланс между потаканием фанатам и понятностью для самой широкой аудитории. Впрочем, есть мнение, что они просто снимают откровенное барахло под известными вывесками.
Лысый агент 47 уже однажды попытался завоевать кинотеатральную аудиторию с чудовищным фильмом 2007 года с Тимоти Олифантом и тогда еще не очень известной Ольгой Куриленко. Фильм собрал достойные 100 миллионов долларов в прокате (при бюджете в 24), но был в хлам разруган прессой и (что более важно) фанатами видеоигры. Компания «Двадцатый Век Фокс» решила не продолжать и задумала полноценный ремейк с совсем другим режиссером и актерами. На главную роль прочили Пола Уокера, но из-за трагической смерти артиста его сменил Руперт Френд из «Родины». Постановку отдали никому не известному человеку Александру Баху. И именно это стало главной ошибкой. Дебютант, как в последствии оказалось, так и не понял, во что превратить очередную экранизацию «Хитмэна» — то ли в лихой боевик со стрельбой по-македонски, то ли в тонкий психологический экшен о том, что такое быть человеком. Застряв где-то посередине, новый «Хитмэн» оказался блеклым, неинтересным (хоть и шумным) фильмом про войну одиночки против системы. Не на это рассчитывали фанаты.
По сюжету нового «Хитмэна» лысого молчаливого киллера отправляют в Берлин, чтобы найти Катю ван Дис — дочь известного украинского генетика Петра Литвиненко, который когда-то запустил программу по созданию клонов. За Литвиненко охотится преступная организация «Синдикат», глава которой — бизнесмен Антуан Леклерк — надеется сам выращивать клонов, разумеется, для личной выгоды. Сценарий «Хитмэна» изобилует предсказуемыми и не очень поворотами, а в финале авторы прозрачно намекают на сиквел — впрочем, учитывая более чем скромные сборы в прокате, возможно, продолжения мы никогда не увидим. Кстати, другие отличные боевики вы сможете посмотреть здесь
http://kinohast.net/boeviki/.
По поводу проблем видеоигровых экранизаций было исписано столько страниц интернета, что к глубокомысленным рассуждениям в очередной раз возвращаться не хочется. Более того, кто-то из западных коллег емко подметил — чтобы снять нормальный фильм по видеоигре, перестаньте снимать дерьмо. В этой изящной фразе — ответы на все вопросы. К видеоигровым экранизациям принято относиться (возможно, из-за сложности), как к особому товару. Всем кажется, что фильм с героями видеоигры — это огромная, почти нерешаемая головоломка. Нужно угодить и фанатам, и новой аудитории, и поклонникам жанра, в котором выступает фильм, и так далее, и тому подобное — проще сломать голову, чем решить ребус. Но, как кажется, решение прозаичнее (хоть и не проще) — нужно просто снять внятное кино, с концепцией, идеей, трудолюбивыми артистами и отполированной картинкой.
Но для этого, и я в этом абсолютно уверен, нужен режиссер. Необязательно опытный, но обязательно со своим почерком и видением, которое он хочет воплотить на большом экране. Перед дебютантом Бахом, скорее всего, не стояла задача снять даже лучший экшен месяца, поэтому он превратил новый «Хитмэн» в generic-боевик с в меру зрелищными перестрелками, простецким сюжетом и беготней по разным уголкам земного шара. Проблема в том, что таких боевиков сотни, и единственная уникальная черта картины Баха — узнаваемый герой со штрихкодом на затылке — в итоге теряется за этой дешевой мешаниной. Это грустно, потому что при должном подходе, и я совершенно не шучу, «Хитмэн» мог бы из мясного экшена про войну клонов превратиться в фильм о человеческой натуре. Более того, Бах несколько раз в сюжете пытается свернуть на эту дорожку — но в последний момент словно бьет себя по рукам и возвращается к перестрелкам. Красиво взрывающиеся автомобили и жестокие убийства режиссера интересуют куда больше внятно рассказанной истории.
И это обидно. В видеоигре, за многоэтажной механикой, стелсом и головоломками, скрывалась какая-то, порой необъяснимая, таинственность. Лысый киллер с блестящими пистолетами был больше, чем просто еще один герой — он был одновременно символом порочности человеческого общества и ангелом смерти, присланным неведомыми силами на Землю. В этом манящем дуализме главного героя была изюминка, которая выделяла Hitman среди игр подобного жанра. В фильме от всего этого, к большому сожалению, не осталось ни следа.