Пьесы Чехова поставили перед декорационным искусством задачу достижения адекватности сценической среды среде жизненной. Иначе говоря, для воплощения чеховской драматургии декорационному искусству (того его типа, который характеризовался установкой на создание образа конкретного места действия) необходимо было подняться на высшую ступень его многовековой исторической эволюции.
С другой стороны, чеховские пьесы заключали в себе и совсем иное: такие качества и такой принцип построения сценического действия, для раскрытия которых требовалась уже новая система оформления - действенная сценография. Рекомендуем вам
дом окон рулонные.
То, что внутри самой поэтической структуры чеховской драматургии как бы запрограммированы одновременно и те и другие эстетические возможности, обусловило особый характер исторической эволюции сценографических интерпретаций Чехова в русском и советском театре. Именно в чеховских постановках в наибольшей (по сравнению с другими циклами постановок произведений русской и мировой классики, за исключением лишь шекспировского цикла) степени проявились самые разные тенденции развития искусства оформления спектакля начиная с 1898 года и вплоть до 80-х годов XX века, являющихся границей рассматриваемого в книге периода.
Но прежде чем приступить к рассказу об эволюции сценографических интерпретаций Чехова в русском и советском театре, к анализу конкретных постановок, обозначим основные стилистические черты самих чеховских пьес. Естественно, что в этой работе нас интересуют прежде всего те черты, в которых были заложены эстетические возможности для разных типов творчества театральных художников.