На сцене воспроизводились меняющиеся состояния окружающего человека мира, его быта и природы. Это были, как правило, состояния приглушенные и переходные: вечерние или ночные, предвечерние предрассветные, словом, пограничные, на грани света и темноты. Если действие происходило, например, солнечным весенним утром (I акт «Трех сестер») или летним днем (II и III акты «Чайки»), то ни одного замечания относительно партитуры света на страницах режиссерского экземпляра Станиславского мы не обнаружим. Разумеется, в спектакле театр создавал световую партитуру и весеннего утра, и летнего дня, но делалось это скорее как необходимая характеристика времени действия, нежели как выражение его настроения. Зато в вечерних и ночных картинах партитура света обретала у Станиславского очень большое значение. С ее помощью он придавал сценической среде необходимое эмоциональное состояние, создавал сложно меняющееся настроение происходившего в ней действия. При этом Станиславский предпочитал, чтобы настроение формировал свет, по возможности не симитированный, а живой, исходивший от реальных его источников, находившихся тут же, на сцене: лампы, свечи, спички, папиросы. рекомендуем вам
купить швейную машинку недорого.
Так, целая полифония «живого» света ламп, свечей и папирос разработана Станиславским во II акте «Трех сестер». Проходит через темную гостиную со свечой Анфиса, уходит в комнату Андрея, возвращается, ставит свечу на рояль. Выходит Наташа также со свечой, проходит в столовую, тушит там мигающую лампу, возвращается, гасит свечу, и гостиная снова погружается в темноту. Выходит Андрей, зажигает свечу, уходит с ней в свою комнату за пером и чернилами, возвращается, затем, после разговора с Ферапонтом, снова уходит, унося с собой свечу.