Не так давно в Минске состоялась премьера фильма производства Национальной киностудии "Беларусьфильм" под названием "Масакра", который снял Андрей Кудиненко. Однозначную оценку дать фильму сложно, однако попробуем оценить различные составляющие фильма.
5 баллов за хорошую задумку. "Бульба-хоррор" - новый жанр, придуманный режиссером Андреем Кудиненко для своего фильма "Масакра". "Масакра" - слово заимствованное и означает массовое уничтожение, жестокое убийство. Согласитесь, хорошее название для фильма, призванного возродить традиции мистического течения белорусского кинематографа. Все в фильме на это работает: оборотни, загадочные убийства, страх, страсть и ненависть, типажные до жути герои, исторический контекст. События, кстати, происходят в 60-е гг. XIX в. после жестокого подавления восстания Калиновского... В поместье графа Пазуркевича приезжает художник-авантюрист из Петербурга. Граф в это время готовится к свадьбе... Бульба-хоррор - это микс мистического триллера, ужасов, мелодрамы и эротики. Это новый шаг отечественного кинематографа, который ценит свои добрые традиции: темы, белорусский язык, командную работу. "Мы стремились создать национальный хит, - рассказывает Андрей Кудиненко, - современный, актуальный, интересный людям любого возраста". Действительно, очень благородная попытка.
4 балла за актерский состав "Масакры". Он такой же разнородный и эклектичный, как сам фильм. Роли всех главных героев исполняют московские актеры: Дмитрий Миллер (граф), Андрей Назимов (художник-авантюрист), Мария Курденевич (Анна). Роли менее значительные, но не менее талантливые, выполняют белорусские знаменитости: вот Александр Колбышев, которого называют "лицом современного белорусского кино", в роли священника, который поддерживает повстанцев; вот Полина Сыркина в роли порывистой кухарки-любовницы; вот Светлана Зеленковская в роли эксцентричной молодой дамы, которая, кажется, умеет только смеяться; вот Александр Кашперов, Иван Мацкевич, Сергей Журавель, Олег Гарбуз... Все второстепенные персонажи очень колоритные, но нет какого-то единства действия в их игре. Какой-то гармонии слаженности. Все будто находятся в своем привычном актерском амплуа и просто хорошо с ним справляются по отдельности. Главные герои наоборот - якобы находятся в каком-то "внутрикадровом" союзе, но в их игру верится слабо.
3 балла за сюжет. Возможно, потому, что сюжетные линии, сюжетные отношения между этими персонажами недостаточно хорошо прописаны. Анна не может определиться со своими чувствами, и из того, что происходит на экране, не становится хотя бы приблизительно понятным, чем подкреплены ее действия: она ужасно любит графа, а потом просит художника-авантюриста спасти ее от будущего суженого. Граф (который оказывается медведем-оборотнем) осуществляет ряд кровавых убийств, которые выглядят "притянутыми за уши" для того, чтобы оправдать жанр мистического триллера, бульба-хоррора. В этих убийствах не удается усмотреть никакой более глубокой мотивации, кроме той, что граф просто оборотень, просто маньяк... Он хочет быть как все, забыть свое медвежье прошлое и отречься от своего медвежьего рода, но почему быть медведем плохо - непонятно тоже. Священник в церкви читает молитву о том, что медведи - это зло. Но из просмотренного ранее не понятно, почему же медведи такие плохие, так как свои кровавые убийства граф-медведь совершает как раз во время молитвы, и люди о них еще не знают... Впрочем, может, это такой хитроумный символизм, и граф-оборотень просто защищает свой
дом от немецких и польских оккупантов. Все-таки не надо забывать, какое время описывается в фильме...
2 балла - за эпоху. Кстати, о времени. На самом деле, очень сложно понять, в какой исторической эпохе происходят события. Если бы не аннотация в флаере, то вариантов могло бы быть очень много... На развитие событий в рамках главной сюжетной линии (граф - Анна - художник) время после подавления восстания Калиновского вообще не влияет.
Время будто существует параллельно сюжету, параллельно экранной жизни героев - так, для антуража, для оправдания "национального продукта". О нем догадываешься по отдельным деталям: запрет ружей в те времена, висельники на дорогах и финальная сцена, в которой священник присоединяется к повстанцам, которым всегда сочувствовал. Впрочем, и она выглядит слишком уж искусственно для того, чтобы стать открытием либо моралью...
1 балл за символизм. Единицы, видимо, оценят жанровые моменты (детали и аллюзии), которые съемочная группа создавала исключительно для киноманов... Вот умерла последняя женщина из рода графа-оборотня, она лежит в гробу, а моя зрительная память настойчиво подсказывает: "Вий". А вот сюрреалистические соломенные скульптуры - художественный дебют Артура Клинова в кино - прекрасная возможность для белорусских интеллектуалов найти в этом дополнительную символику. А вот сам режиссер комментирует фильм после показа: "Мы хотели сделать такой зрелищный и одновременно умный жанровый фильм: простой для массового зрителя и насыщенный различными "киношными" деталями для киноманов". Впрочем, наверное, так оно и получилось... "Масакра" можно смело назвать вторым белорусским постмодернистским фильмом. А Андрея Кудиненко поздравить с тем, что он создатель еще и первого.