Его первый шедевр, вершина «британского периода», великая хичкоковская погоня, обозначившая контуры хичкокианского триллера...
Хичкок внес массу изменений в знаменитый шпионский роман Джона Бьюкена, но самым значительным из них стало появление блондинки и наручников. В романе Бьюкена речь идет о невинно обвиненном человеке, вовлеченном в гнусные интриги секретных организаций. Герой мечется по горной Шотландии, спасаясь от сил добра и зла одновременно, а вот любовная линия отсутствует совершенно. Хичкока это категорически не устраивало, и он ввел в фильм прелестную, хотя и вздорную блондинку, которая волей случая в буквальном смысле слова оказывается втянутой в происходящее. Наручники? А вы знаете лучший способ, чтобы главный герой (Ричард Хеннэй в исполнении Роберта Доната) и его невольная сообщница (в роли Памелы снялась Мадлен Кэрролл) оставались вместе?
Конечно же, молодой режиссер прекрасно понимал пикантный подтекст этого сюжетного хода. Вполне вероятно, что единственной его целью было ввести в старомодный триллер элементы добродушного садомазохизма, разыграть одну из собственных темных фантазий. К тому же это дало ему возможность проверить на главных героях нечто вроде собственной системы Станиславского. Донат и Кэрролл никогда раньше не встречались друг с другом, и Хичкок позволил им познакомиться только весной 1935 года в первый день съемок. Говорят, что он защелкнул на них наручники в тот момент, когда они пожимали друг другу руки. В конце концов, наручники были необходимы в той сцене, которую им предстояло снимать. После нескольких дублей режиссер был доволен, но, когда актеры подошли, чтобы их освободили, он долго хлопал себя по карманам, после чего с наигранным ужасом объявил, что потерял ключи. «Нужно их отыскать!»воскликнул режиссер и исчез на несколько часов.
Флотилия - www.spb-lodki.ru - рекомендуем!
Вскоре началось неизбежное. Актеры разозлились на Хичкока и друг на друга - в точности как их персонажи. К великому сожалению, история не сохранила записей их переговоров по поводу очередности и способов посещения туалета. Наконец они просто уселись и стали беседовать. Увидев, что они смеются, Хичкок извлек ключ из кармана жилетки и, ухмыляясь, заявил: «Ну вот, вы двое познакомились, можно продолжать».
«Наручники наводили публику на разные мысли,открыто признавал он. К сексу они имеют самое прямое отношение». Бесспорно, все это привело к появлению одной из самых эротичных сцен в довоенном кинематографе. До нитки промокнув в шотландском ручье, Памела в ярости решает снять чулки, в результате чего рука Хеннэя, скованного с ней наручниками, скользит вверх и вниз по ее обнаженной ноге. Камера сладострастно фиксирует каждое движение пальцев Доната. Это был 1935 год. Сцена и по сей день остается вопиюще эротичной.
Хотя признаки времени очевидны - нашим современникам «39 ступеней» кажутся несколько неуклюжими и формальными,фильм ознаменовал собой появление стандартов романтического триллера. В нем нельзя не заметить и всех жизненно важных компонентов явления, которое в будущем назовут Хичкокианой. Фильм относится к числу легких, игривых лент режиссера, но и его явственно пронизывают черные прожилки паранойи. Здесь проявлена одна из важнейших составляющих философии Хичкока - зрители должны без труда представить себе, что могут оказаться на месте Хеннэя. Кинематографический шаблон «обычный человек в необычных обстоятельствах» был целиком и полностью создан Хичкоком.
Хеннэй попадает в переделку случайно: у него в гостиной умирает от злодейского удара ножом в спину женщина - агент, сжимая в холодеющей руке карту Шотландии. С этого момента начинается непрерывное движение - единственной надеждой на реабилитацию для несправедливо обвиненного беглеца становится таинственное место, обозначенное на карте. Хеннэй тайком едет на север на поезде - первое из тех полных опасностей путешествий по железной дороге, которые часто встречаются у Хичкока. Поезда навсегда были связаны в сознании паренька из Лейтонстоуна с романтикой дальних странствий; позже он добавит к ней погони, убийства и секс.
В стилистическом отношении фильм до краев переполнен жизнерадостными хичкоковскими проделками. Он с удовольствием выходил за границы моральных и кинематографических условностей, вплетая в ткань фильма свидетельства своего неподражаемого мастерства. Когда горничная обнаруживает труп, ее визг заглушается паровозным гудком, образующим «звуковой мост» к следующей сцене. Шокирующие кадры и остроумные сочетания изображения и звука следуют одно за другим: веселенькая мелодия, под которую толпа в панике спасается из мюзик - холла, или сцена смерти на фоне пляшущего кордебалета, который отвлекает внимание зрителя от драмы. Ужас вперемешку с юмором. Убийство как жестокая шутка.
Помимо всего прочего, в фильме мы видим идеальную хичкоковскую пару. Отважный и в то же время простодушный герой - Роберт Донат с его привлекательной внешностью и лукавым остроумием был прообразом Кэри Гранта и прототипом Бонда, уставшим от собственной неустрашимости. И, конечно, блондинка, изящная, бойкая и прекрасная - в общем, идеальный материал для хичкоковских пыток. Он своего, разумеется, не упустил: Кэрролл попадала из огня да в полымя, мокла, зарабатывала синяки и оскорбления от режиссера. «Тащите сюда эту бирмингемскую девку!» орал он, когда она появлялась на съемочной площадке. Он был твердо намерен «сломить» ее, хотел, чтобы она «была собой». И это сработало.
Кэрролл - это сон, прекрасный и откровенный, и по ходу съемок значимость ее роли все более возрастала. В конце концов она получила от своего режиссера наивысший комплимент: он назвал ее «первой по - настоящему хичкоковской блондинкой...». Ходили даже слухи о романе между ведущими актерами. Несомненно, их распускал сам старый сплетник - режиссер.