Стремясь к воссозданию на сцене картины жизни во всей ее полноте и открытости к окружающему внешнему миру, лежащему за пределами воссоздаваемой на сцене картины, Станиславский задумывал декорационную среду обычно со множеством характерных подробностей и деталей. Все они, каждая по-своему, были очень важны для режиссера. Они должны были помочь и, действительно, помогали создавать у актеров нужное творческое самочувствие, ощущение правды внешнего настроения. Что же касается зрителя, то все эти мелкие, частные детали и подробности, сколь бы точными сами по себе они ни были, на него не могли воздействовать должным образом хотя бы потому, что зритель оказывался просто не в состоянии из зрительного зала их разглядеть. Для того, чтобы они стали заметными, необходимо было как-то их акцентировать, показать крупным планом. А это значит, замыслы Станиславского (в смысле использования вещей и других деталей оформления), как они зафиксированы в режиссерских партитурах, порою кажутся предназначенными уже не столько для театра, сколько для кинематографа (каким он станет спустя много лет, в период его зрелости), или, быть может, даже в еще большей степени телевидения.
Internetiturundus KoduleheВот как выглядит, к примеру, первоначальное видение Станиславским декорации IV действия «Вишневого сада».
Октябрь. Свежо, но тихо и солнечно. Блики солнца по полу - по всей анфиладе комнат. Драпировки и карнизы сняты и теперь валяются по полу. По стенам (очень ветхим и когда-то роскошным) торчат гвозди, облупилась вокруг них штукатурка. Там, где сперва висели картины и зеркала, обои или окраска стен сохранили приблизительно свой прежний тон. В других местах - стены выцвели. Кое-где сырость и трещины штукатурки, не только потолка, но и стен.