Тщетность усилий создать на сцене иллюзию реальной природной среды, осуществить принцип адекватности сценической картины ее жизненному прототипу видна и на примере в целом искусства нового типа - искусства психологического реализма.
Этим можно объяснить и столь существенное отличие от чеховского восприятие работы Симова самими художественниками - восприятие изнутри их общих театральных поисков. Все те противоречия декорационного метода Симова, которые Чехов почувствовал сразу, режиссеры МХТ поняли только спустя несколько лет. Да и приведенное выше негативное суждение о Симове Мейерхольда также могло появиться только в удачной декорации (речь идет о пейзаже из I действия «Дяди Вани»).
«Декорация первого акта изумительна»,- сообщал Станиславский Чехову в телеграмме по поводу успеха спектакля, возобновленного на новой сцене театра в 1903 году. Рекомендуем вам
купить щебень в Поселоке имени Свердлова недорого.
С восхищением писал об этой декорации и Немирович-Данченко: «Декорация очаровательная. Тот легкий прозрачный сад поздней осени и та тишина, когда от малейшего ветерка падают отсохшие листья и когда слышно, как сухой листок падает на землю. И вот опять на меня с такой силой пахнуло духом твоей поэзии, таким родственным моей душе и таким необходимым в жизни нашего театра». Наконец, еще одно свидетельство того, что эта декорация очень нравилась художественникам,- свидетельство О. Л. Книппер: « вчера днем первый раз увидели декорацию первого акта. Подобной красоты я еще не видывала. Ты понимаешь - я оторваться не могла! Подумай - нет боковых кулис, а просто идет сад, деревья, даль. Это удивительно. Легкость необыкновенная. Все деревья живые, золотистые, стволы как сделаны! Ты в восторг придешь Я ахнула, как увидела. Молодчина Симов!».