Решая в спектакле основную задачу искусства, создание образа места действия, Дмитриев сумел передать в декорациях психологическое состояние сценического действия, его поэтический смысл, наконец, его зерно. Иначе говоря, декорационная «проза» зазвучала у него как «поэзия». Это произошло благодаря особому дару, индивидуально присущему только Дмитриеву. Однако столь гармонично и полно, как в «Трех сестрах», этот дар проявлялся далеко не во всех работах художника. Это признавал и он сам: «Часто мои постановки неровны и недоделаны, но почти всегда удаются места психологического характера». Неровными оказались и две его последующие чеховские работы - эскизы к неосуществленной постановке Центрального театра транспорта «Вишневый сад» (1947) и к мхатовскому спектаклю «Дядя Ваня» (1947). Рекомендуем вам
магазин перфоратор.
Так, в решении «Вишневого сада» разительно отличаются друг от друга эскизы I и II актов. Казалось бы, и в том и в другом случае художник изображает однотипный декорационный «сюжет» - интерьер: в I акте - бывшая детская, в III - вестибюль, ведущий в парадный зал. Однако если этот вестибюль показан художником только как место действия, хотя и с характерными для него чертами, со следами разрушающейся роскоши помещичьего дома, но, по точному суждению Т. К. Шах-Азизовой, в общем несколько нейтральное по отношению к персонажам, то эскиз I акта раскрывает внутренний поэтический смысл и тему пьесы. И в нем Дмитриев изображает вроде бы прежде всего место действия - комнату, бывшую когда-то детской. Но вместе с тем главным для художника становится другой мотив - мотив исчезающей жизни. Комната кажется опустевшей, немногие предметы обстановки - случайно оставшимися частями уже вынесенной отсюда мебели: как только уберут и их - жизнь здесь сразу кончится.