«Декорация играет, когда на нее переносится акцент основного „сквозного действия"»,- писал Дмитриев в другом месте об этом же качестве, которое фактически являлось чертой формирующейся новой системы - действенной сценографии, потому что оно давало художнику возможность решать задачу уже не только создания декорационного образа места действия, но и раскрытия содержания самого действия, иначе говоря, решать задачу «найти во внешней форме выражение внутреннего поэтического смысла пьесы». Если вас интересует
лицензия на оптовую фармацевтическую деятельность, обращайтесь.
Как и вишневый сад в рассмотренном выше эскизе, осенняя природа в «Дяде Ване» у Дмитриева является не столько изображением реального парка за окнами и за балконной дверью помещичьего дома (хотя и эту - декорационную - функцию она, естественно, выполняет), сколько живописно выражает поэтическую тему, акцентирует внутренний смысл сценического действия. Этим же путем художник пытался следовать и в решении других актов. По первоначальному замыслу в эскизах, утвержденных еще летом 1941 года режиссером В. Г. Сахновским, а затем (когда уже после окончания войны, осенью 1945 года, театр вернулся к работе над спектаклем) одобренных и Н. П. Хмелевым, тема природы должна была проходить через весь спектакль одним из его основных лейтмотивов. В I акте Дмитриев искал образ летней природы, полной сил, в пору цветения сирени, которая доминировала в декорации, создавала атмосферу надежды, веры в возможность счастья. Задумывая таким I акт, Дмитриев и здесь, как и в IV акте «Трех сестер», нарушал чеховскую ремарку «пасмурно». Он хотел, напротив, залить сценический пейзаж солнцем, сделать его воплощением нерастраченной жизненной силы, с тем, чтобы более выразительно выстроить дальнейшее декорационное «сквозное действие», эволюцию темы природы. Во II акте - ночная гроза, в III - золотая осень, в IV - голые, облетевшие черные ветви на фоне закатного неба.