Мотив надежды был явно иллюзорным и вроде бы легко уничтожимым, но зато его можно было осязать физически: в струйке воды мыли руки, освежали лицо, ее пили, ею брызгались, в том числе и на нас, зрителей, словом, она становится элементом игры, причем игры радостной и веселой, происходящей в наиболее светлые моменты спектакля.
Среди многих ассоциаций, которые вызывает пробивающаяся сквозь щебенку струйка воды - единственно живая фактура в этой «окружающей среде» замкнутого полустанка и одновременно всероссийской «жалобной книги»,- возникает и та, что близка классическому образу, с которого Л. Н. Толстой начинает роман «Воскресение»,- образу оживающей природы, прорастающей сквозь все искусственные преграды: « как ни старались люди изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней »
Несколько иного типа «окружающая среда» была создана С. М. Бархиным в репетиционном зале Московского театра им. Н. В. Гоголя для инсценировки повести «Дуэль». В этом спектакле от оформления не требовалось такой смысловой нагрузки, как в «Жалобной книге» Московского театра на Таганке - его функция заключалась в создании места действия. Бархин выступил в роли архитектора (ему очень органичной, в силу его архитектурного образования), которому предложено преобразовать пространство репетиционного помещения в «окружающую среду» типа летнего южного ресторанчика (одновременно и курзала, и купальни), в которую пришли зрители, чтобы посмотреть историю, рассказанную Чеховым в «Дуэли». Кстати, фильмы 2016 года вы можете смотреть здесь
http://allfilmonline.co/news/filmy_2016_goda/1-0-30.
Ощущение южного летнего ресторанчика достигалось тем, что все пространство - и стены, и потолок - художник затянул и покрыл полосатым парусиновым тентом, сквозь который пробивался очень сильный «солнечный» свет, столь сильный и мощный, что было даже жарко, и это очень отвечало замыслу.