Художник создавал обобщенную сценическую формулу усадьбы XIX века. И то, что здесь ее пластичные, гармоничные, прекрасные архитектурные формы оказались сплошь затянуты паутиной колючих веток, а пространство, предназначенное для персонажей, голо, опустошено, лишено каких-либо живых примет человеческого быта - все это вместе и выражало тему конца. Переходное значение этой работы Боровского заключалось в следующем. С одной стороны, она как бы подвела черту под поисками первой половины 70-х годов, решавшими глобальную, обобщенно-философскую проблематику и ориентировавшимися на непосредственное воплощение средствами искусства художника самого существа драматического конфликта пьесы, ее темы, ее мотивов и так далее. С другой - открывала следующий этап современного освоения чеховской драматургии, связанный с обращением к декорационным формам изображения реального и конкретного места действия. Про
спектакли для детей вы можете узнать здесь.
Данная тенденция проявилась и в оформлении Китаєва новой постановки «Иванова», на сей раз на сцене Ленинградского драматического театра им.
А. С. Пушкина (1978, режиссер А. Сагальчик). Если три года назад в рижской постановке этой пьесы художник создал жестко-трагедийный образ кладбищенского окаменения, то теперь та же тема смерти подавалась им «в более изощренной, построенной на контрастах форме» ив облике декорации, изображающей хотя и представленное в виде симультанно-коллажной композиции, но тем не менее как бы реальное место действия - некий странно-тревожный парк.
Все сценическое пространство сверху донизу увито декоративным вьюнком - зеленой листвой и крупными бледно-розовыми цветами. Среди вьюнка (также обвитые им) находились вещи и предметы одновременно и интерьерного, и экстерьерного быта персонажей пьесы: письменный стол из кабинета Иванова и белый рояль из гостиной Лебедевых, садовые скамейки и стремянка, кусок решетки и полуразрушенная ротонда. При этом вся мебель одета в чехлы, расписанные (как и в «Вишневом саде» в таллинском спектакле) под общий темно-зеленый, с пятнами опавших листьев, тон пола.