|
Поиски начнутся уже в первых чеховских спектаклях МХТ, в русле декорационного творчества В. А. Симова - об этом пойдет речь в первой главе. Следующий существенный шаг будет сделан В. В. Дмитриевым в постановках МХАТ 40-х годов, а затем другими художниками в их интерпретациях чеховских пьес на сценах разных советских театров в 50-60-е годы. На этом этапе (он будет рассмотрен во II и III главах) художники, как правило, работали в системе декорационного искусства. Переход в новую систему произошел на рубеже 60-70-х годов, в результате чего был создан целый ряд постановок чеховских пьес, в которых искусство художника раскрывало в первую очередь уже не столько образ места действия, сколько самое существо сценического действия спектакля. Это был период (конец 60 - первая половина 70-х годов), когда принципы действенной сценографии наиболее интересно проявляли себя именно в постановках мировой классики, прежде всего произведений Чехова, а также Шекспира.
Однако, поскольку в пьесах Чехова, как мы видели, заложены - одновременно, вместе и неразрывно - и те и другие качества: и повествовательность (требующая декорационной «прозы»), и поэтичность (могущая в полной мере раскрыться средствами действенной сценографии), постольку, естественно, должен был наступить следующий этап сценографической интерпретации этой драматургии, этап, в котором на первый план должна была выйти тенденция поисков воплощения всего комплекса разных эстетических возможностей, исконно заложенных в пьесах Чехова.
Такова схема общей эволюции проблемы «Художник в театре Чехова» - схема, за которой стоит живой материал реальной творческой практики, составляющий одну из самых интересных и содержательных страниц в истории искусства оформления спектаклей русской и советской сцены. |
|