Картины реальной и подлинной жизни возникали перед зрителями МХТ еще до чеховских постановок - в спектаклях «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого и «Венецианский купец» У. Шекспира, хотя стилистика и трагедии Толстого, и шекспировской комедии сама по себе не очень предрасполагала к такой степени натуральности сценической среды. По существу, только чеховские пьесы стали тем драматургическим материалом, который дал возможность режиссерам и художнику МХТ наиболее органично и убедительно воплотить эти поиски. Итак, на смену условным театральным павильонам, посредством которых в русском театре второй половины XIX века обозначались конкретные места действия (залы, гостиные, кабинеты и т. д.), в спектаклях МХТ пришли интерьеры, отмеченные чертами индивидуальной и неповторимой характерности, совершенно реальные и «обжитые» - такие, в которых могли жить только эти люди, персонажи данной пьесы. В каждом предмете, в каждой вещи, во всей обстановке ощущались тепло их рук, их биография, их вкусы и привязанности, их социальное положение и материальный достаток. Рекомендуем
расчет кредита на сайте calculator-credit.ru.
Наряду с характерностью среды Симов в соответствии с режиссерскими замыслами Станиславского передавал и состояние этой среды в тот или иной момент сценической жизни героев: утро, вечер, жара, дождь, весна, осень и так далее. То есть передавал то, что Станиславский называл «внешнее настроение». В качестве выразительных средств при этом использовались не только материально-вещественные элементы оформления, но также свет и звуки. Их партитура детально разрабатывалась уже в первоначальных режиссерских планах и тщательно, любовно воплощалась в спектакле.