Увеличенное соответственно масштабу сцены и поднятое над ней, оно, по замыслу художника, символизировало присутствие самого автора. «Знакомое чеховское пенсне,- передавал свое впечатление рецензент спектакля,- смотрит на вас. Оно смотрит откуда-то из темноты, сверху, чуть покачиваясь, когда внизу, на сцене рыдает госпожа NN или шумит отчаявшийся «трагик поневоле». И потому, что оно чуть покачивается из стороны в сторону, когда льются слезы или гремит смех, и еще потому, что его не ослепляют театральные прожектора, а свет лишь отраженными синими искрами нет-нет да и сверкнет в его овальных стеклах,- от этого за чеховским пенсне видятся вам умные, добрые, сощуренные глаза, которые умеют все подмечать, которые смеются или становятся холодными или непроницаемыми».
Работы художников спектаклей 1960 года явились первыми опытами поисков новых форм сценического раскрытия чеховской драматургии. Продолжились эти поиски в чеховских спектаклях 1965 года. К этому времени в советской сценографии уже полностью утвердились принципы сценической условности, которые на том этапе развития выражались в следующем. Жизнеподобная декорация повествовательного типа, продолжая в целом оставаться еще доминирующей в искусстве оформления спектакля, теперь уже не создавалась в виде цельной картины определенного конкретного места действия. Она теперь складывалась как бы из отдельных элементов (мебели или пейзажа), которые свободно располагались в той или иной композиции в открытом пространстве сцены. Интересует
лазерная эпиляция коммунарка?
Эти элементы (отобранные художником из реальной материально-вещественной среды, в которой существовали персонажи пьесы) в таких композициях также служили для обозначения конкретного места действия, то есть выполняли в спектакле обычную функцию декорационного искусства.