Дом (в декорации Симова в этом акте он занимал, как мы помним, половину сцены и доминировал) Дмитриевым был отодвинут максимально в сторону, а к концу акта почти совсем уезжал за кулисы. Все пространство сцены заняла березовая аллея, за которой в глубине виднелись река и дальний лес. Действие разворачивалось среди вертикалей белых стволов берез. Золотисто-серый осенний колорит создавал настроение просветленной печали.
Березовая аллея являлась поэтическим воплощением эмоционально-духовного мира чеховских героев. Все остальные мотивы, так или иначе звучавшие в предыдущих актах, были сняты как частные и внешние по отношению к главной теме. Она же раскрывалась с пушкинской ясностью и простотой, с левитановской просветленной грустью. Началась же эта тема еще в I акте не только изображением весеннего сада за окнами, но и живописной композицией лирического пейзажа, единственной картины, которую Прозоровы повесили в своей гостиной, причем на самом видном месте, над роялем. Когда же открывался занавес последнего акта, оказывалось, что живописная композиция картины из гостиной I акта изображала именно эту березовую аллею, что стала теперь местом действия. Рекомендуем вам
чемодан визажиста купить недорого.
Чистая, спокойная, прозрачная, пронзительно-уязвимая, но и мужественно-стойкая красота тонких белых берез, прекрасная и в нежном весеннем цветении I акта, и в элегически-грустном осеннем увядании финала, была удивительно созвучна душевной красоте чеховских героев, какими они были показаны в спектакле. Жизнь могла вытеснить их из собственного дома, окружить пошлостью. Но уничтожить их духовное богатство была не в состоянии.