|
Поиски выхода за рамки традиции к обнажению структуры произведения и соответственно к более свободному и непосредственному воплощению уже более широких внебытовых тем и мотивов, что в перспективе вело художников к постижению второй (поэтической) грани чеховских произведений. Довольно точную характеристику этих новых поисков дал тогда сам Васильев.
«Что я считаю самым ценным в оформлении спектакля? - писал он в статье 1960 года, озаглавленной «Стиль времени»,- Умение максимально простыми средствами найти художественный образ всего спектакля. Принцип оформления должен быть единым для всех картин, куда бы ни переносилось действие. Почему мне кажется это важным? Время на сцене принадлежит актеру. Мы должны с этим считаться. Сколько выходит спектаклей, где оформление двух картин взаимно исключает друг друга. В каждой новой картине зрителям приходится сживаться, привыкать к оформлению, вместо того чтобы отдаться течению пьесы. Наши декорации подчас многословны. Их долго читать. А бывает наконец прочитаешь, а они ни к чему тебе. Нужно беречь внимание зрителей. Больше того, управлять вниманием, направлять его на самое важное».
Сформулированная здесь общая тенденция по-разному проявилась и в других чеховских постановках юбилейного сезона: в двух «Чайках» (МХАТ, режиссеры В. Я. Станицин и И. М. Раевский и Челябинский драматический театр им. С. Цвиллинга, режиссер А. Добротин), оформленных соответственно Н. А. Шифриным и Д. Д. Лидером, а также в «Пестрых рассказах», режиссером и художником которых был Н. П. Акимов.
|
|