Особенно показательна для переходного периода в развитии искусства оформления спектаклей в целом и изобразительно-пространственных интерпретаций чеховской драматургии, в частности, работа Шифрина. Показательна прежде всего тем, что в ней как бы встретились сразу обе тенденции: повествовательная и поэтическая. Сохраняя по-картинную смену декорационных изображений мест действия, художник в то же время попытался провести в оформлении единый для всех картин принцип - создать единый образ и таким способом обнажить самую структуру оформления и выделить некую общую мысль, восходящую к понятию более высокого порядка общности, чем тот конкретный событийный ряд, который составляет «тело» произведения. Рекомендуем вам компанию
класс бетона.
В качестве единого образа предстало колдовское озеро, колдовское, как писал сам Шифрин, «своей обыденностью». Оно постоянно присутствовало во всех картинах в глубине сценического пространства. Однако, став единым образом, оно оставалось элементом реального пейзажа (напоминающего, по мнению М. Н. Пожарской, пейзаж сенежский и одновременно, по духу, левитановский). В первых двух актах действие происходило непосредственно на берегу этого озера. I действие - при свете луны, перед наспех сколоченным между редких деревьев помосте эстрадки для представления пьесы Треплева. II действие разворачивалось чуть правее от эстрадки (ее край виднелся слева) и ближе к дому, крыльцо которого выступало справа и перед которым была разбита площадка для крокета, освещенная солнцем, бликующим, сверкающим в водной глади озера. В двух других интерьерных актах озеро присутствует благодаря условному приему фрагментарного изображения комнат: их стены выгораживают не все пространство сцены целиком, а лишь его центральную часть, открывая слева (в III акте) или справа (в IV акте) вид на озеро.