Уже с самого первого момента сценического действия режиссер и художники заявили о своем нежелании следовать традиции поэтически-романтической интерпретации пьесы: на сцене не было ни луны, ни колдовского озера, ни аллеи - всего того, что казалось обязательным для оформления «Чайки». Перед зрителями предстала глухая, перекрывающая пространство дощатая стена и перед ней - дощатый помост треплевской сцены.
Такая необычная декорация побудила критиков искать в ней некий обобщенный смысл: помост вызывал ассоциацию с эшафотом, стена напоминала о миретюрьме. Однако на самом деле никакого такого обобщенно-символического смысла декорация эфросовской «Чайки» (в отличие от серого тумана в «Трех сестрах» и светлой тюлевой дымки в «Вишневом саде») в себе не заключала. В сущности, она изображала всего лишь конкретное место действия, причем фактически то же, что было обозначено самим Чеховым. Только показывала это место действия с другого, нежели предложенный Чеховым, ракурса: театрик Треплева изображался здесь не в фас (как это обычно делалось), а сбоку, в разрезе и в максимальном приближении к зрителям, то есть крупным планом. В результате такого ракурса сбоку совершенно естественно, что фоном сценического действия становилось не колдовское озеро (оно теперь как бы подразумевалось где-то слева, за пределами зрительской видимости), а боковая стена треплевского театрика.
Герметизация для вас на сайте http://www.stroyetika.ru.
Таким образом, оформление этого спектакля при всей необычности своего решения не выходило за рамки традиционной задачи декорационного искусства: создание конкретного места действия. Дощатая стена имела в каждой картине совершенно точное бытовое объяснение. В первом акте она являлась, как уже говорилось, элементом «архитектуры» треплевского театрика, во втором - формировала пространство крокетной площадки, в третьем и четвертом - становилась частью интерьера: завешивалась массой фотографий, этюдами, акварелями, почти вплотную приближалась к зрителям, оставляя чеховским персонажам лишь небольшую узкую полоску пространства, сплошь заставленную вещами (большой стол, буфет, секретер, венские стулья, кресла).