Отказавшись от изображения природы, избрав именно такой жесткий и натуральный по своей фактуре дощатый фон, режиссер стремился уже в декорации воплотить свой общий замысел, последовательно проведенный и по всем другим линиям спектакля. Как объяснял спустя несколько лет сам Эфрос, «хотелось обострения смысла». На чеховскую пьесу, на ее героев режиссер посмотрел отстраненно, по-брехтовски. «Обнажились все тенденции,- вспоминает режиссер, критически оценивая свою работу уже с тех эстетических позиций, к которым он пришел в середине 70-х годов, когда писал цитируемую книгу,- и это придало спектаклю сухость, жесткость. Жизненная пыльца с пьесы улетела. Теперь бы я не стал так ставить пьессу «Чайка». А несколькими страницами ниже Эфрос рассказывает и о том, какой ему теперь, в 1975 году, видится чеховская пьеса: «„Чайку" хорошо бы поставить в кино. Заброшенный дубовый парк. Огромные-огромные деревья. Поздняя осень. Лужи покрыты льдом Среди деревьев пустая сцена Висят занавески. Слегка качается белое платье Зрители усядутся на длинную-длинную скамейку у высокой стены из длинных досок». Здесь выражено не только изменение индивидуальной творческой позиции, но и общая тенденция к объективности и широте прочтения чеховской драматургии, которая будет характерна для середины 70-х годов и проявится, как увидим ниже, в целом ряде именно сценографических решений (а не только в кино, как это представилось Эфросу). Рекомендуем вам
металлические трубы бу недорого.
Пока же на сцене Театра им. Ленинского комсомола стояла только одна высокая стена из длинных досок и без того поэтического окружения (заброшенный дубовый парк поздней осенью), потребность в котором режиссер ощутил лишь спустя несколько лет. А нужна была, по замыслу, эта стена помимо всего прочего также и для создания не только зрительного, но и звукового камертона сценического действия - для того «чтобы вначале два человека перед этой стеной шумно играли в крокет. Шары мощно стучали бы о стену. Так начиналась бы «Чайка», одна из самых резких пьес, толкующих о трагической несовместимости человеческих желаний, идей и характеров».