Чрезмерность и произвольность такого решения по отношению к чеховской пьесе почувствовал, видимо, и сам художник. Приступая к «Чайке», он поначалу решил попробовать пойти несколько иным путем - придать сценографии качество большей жизненной конкретности и изобразительности. В самых первых набросках он пытается ввести даже элементы реального пейзажа и соединить их с мотивом театрального занавеса, который казался ему главным мотивом будущего оформления. Разрабатывает художник и световой вариант: группа прожекторов, собранных в гигантское кольцо, висящее над сценой, очерчивает на полу световой круг. Затем в световом кругу появляется станок, и на таком решении художник останавливается, отказавшись от всех других первоначальных набросков. Вы можете
сервера б у купить у нашего партнера.
В «Чайке» Блумберг приходит к наиболее характерному для себя способу выражения - к пластической формуле, максимально абстрагированной от примет бытовой действительности, от живых фактур или эмоционального колорита, воплощающей ту мысль, которую он считает для себя главной в чеховской пьесе. Что же касается самой идеи окончательного варианта, то она впервые мелькнула еще в процессе раздумий художника над постановкой ибсеновского «Бранда» - этапной работы в творчестве Блумбергса. Среди набросков к «Бранду» был и такой: станок в кольце световых потоков, льющихся перпендикулярно сверху, и теперь, в «Чайке», художник как бы вернулся к нему, пройдя через поиски разных других, более изобразительных решений, от которых в окончательный вариант перешел только сам прием занавесей-драпировок. Драпировки составили серо-коричневого тона фон, по-разному подсвечиваемый в каждом акте: в первом акте он выглядит фиолетовым, во втором - светло-коричневым, в третьем - зеленым, в четвертом - траурно-черным. В иные моменты он плотный, в другие - прозрачный, там, в глубине, к примеру, играли в лото, когда на первом плане сцены происходила последняя встреча Треплева и Заречной.