В центре сцены находился главный функционально-смысловой элемент сценографии - небольшой станок. Его обобщенная, предельно очищенная форма вызывала ассоциации и с ренессансным надгробием, и с мини-архитектурой в классических пропорциях. Его символический смысл - алтарь искусства, любви, жизни - открывался только в ходе действия. На него поднималась Нина Заречная, чтобы произнести монолог из пьесы Треплева. На нем безутешно плакала от неразделенной любви Маша. В финале на нем стреляется Константин. Вокруг же течет естественный водоворот бытовой жизни: движется календарное время, совершаются какие-то события, меняются вещественные знаки обстановки места действия. И лишь станок-алтарь неизменен, независим от хода повседневной жизни, фатально неподвластен ни людям, ни времени. Точно так же неподвластно никаким силам и светящееся над алтарем кольцо-ожерелье из прожекторов, в которое вписан треугольник, обращенный вершиной к зрителям. Световое кольцо и станок-алтарь вместе составляли целостную пластическую систему, сложно и многообразно работавшую в процессе сценического действия. Рекомендуем вам известный
магазин табака для кальяна.
Казалось бы, столь жесткое и символическое, формульное решение и на этот раз должно было вступить в противоречие с поэтикой чеховской драматургии. Однако в «Чайке», в отличие от «Трех сестер», этого не произошло. И прежде всего потому, что здесь художник нашел точную меру соотнесенности между сценографией и актером, максимально подчинив ее актерскому действию. Сами по себе ни станок, ни световое кольцо не только не претендовали на самостоятельную выразительность (как это было со сценографией «Трех сестер»), но.
Напротив, были словно преднамеренно лишены художественной качественности в традиционном смысле слова. Сами по себе, отдельно от жизни всего спектакля, они ничего не значили. В то же время в них был заложен целый комплекс смысловых содержательных значений, которые обнаруживались исключительно в связи со сценическим действием, с актерской игрой и только тогда раскрывали существенные мотивы пьесы.